ПРЕШОВСКОЕ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО
Том LVIII, С. 171-173
опубликовано: 31 октября 2024г.

ПРЕШОВСКОЕ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО

Содержание

(Архиепархия Прешова), архиепархия Словацкой греко-католической Церкви. Центр - Прешов (Пряшев) (Словакия), кафедральный собор - во имя св. Иоанна Крестителя в Прешове. В П. а. входят епархии Братиславская, Кошицкая. В XIX - нач. XX в. Прешовская епархия была центром движения закарпатских русинов за религ. и национальное возрождение и за установление связей с Россией.

После заключения в 1646 г. Ужгородской унии правосл. население Вост. Словакии, составлявшее паству Мукачевской епархии К-польского Патриархата (см. в ст. Мукачевская и Ужгородская епархия УПЦ), присоединилось к католич. Церкви с сохранением в богослужении вост. обряда и церковнослав. языка. Королевским указом от 3 февр. 1787 г., утвержденным Римским папой 27 июня 1787 г., в Кошице (ныне Словакия) был учрежден викариат униат. Мукачевского еп-ства. Из-за отказа властей предоставить викарию помещение в Кошице в 1792 г. местом пребывания викария был определен упраздненный мон-рь миноритов в Прешове. (Прешов с 1703 фактически являлся 2-й кафедрой Мукачевского униат. еп-ства, в 1703-1706 здесь жил бежавший из Мукачево в условиях крестьянской войны еп. Иоанн Иосиф де Камелис.)

3 нояб. 1815 г. имп. Франц II(I) учредил самостоятельную Прешовскую епархию (с причислением к ней 188 приходов), указом от 6 февр. 1816 г. был создан епархиальный капитул. 17 мая 1818 г. император направил свое решение на утверждение папе. 22 сент. 1818 г. папа Пий VII буллой «Relata semper» официально учредил Прешовскую епархию, утвердив ее правящим епископом свящ. Грегора (Григория) Тарковича, возглавлявшего Кошицкий викариат; епископская хиротония Тарковича состоялась 17 июня 1821 г. Он был известен тем, что издал в 1804 г. в Будине (ныне Будине-над-Огри, Чехия) первую в Австро-Венгрии Библию на церковнослав. языке. Прешовская епархия стала частью лат. Эстергомской митрополии. Новой епархии от Мукачевского диоцеза отошла территория Абово-Новгородской, Боршадской, Гелярской, Шаришской, Спишской, Турнянской и Восточно-Земплинской жуп с 194 приходами, 158 615 верующими, из них 65% были русинами, 14% - билингвами («русино-мадьярами»), 1,7% - поляками, 1,2% - словаками, 0,5% - венграми. Епархия стала центром словацких русинов.

В 1848 г. Прешовский еп. Иосиф Гаганец провел 1-й синод епархиального духовенства, на к-ром выступил за сближение с Россией и с Православием; синод принял решения, направленные на национально-религ. возрождение пряшевских русинов. Сходных взглядов придерживался каноник Пряшевской епархии свящ. А. В. Духнович, церковный историк и публицист, один из зачинателей русофильского движения в Прикарпатской Руси. Близки к русофильским кругам были происходившие из Вост. Словакии свящ. А. И. Павлович, историк и педагог А. И. Добрянский-Сачуров и др. Добрянский-Сачуров, выступавший за сближение с Россией, в 60-70-х гг. XIX в. являлся главой движения русинских патриотов-народников, противостоявшего проправительственной партии мадьяронов - сторонников венг. ассимиляции, был председателем единственной в XIX в. легальной культурно-просветительской орг-ции русинов - русофильского Общества св. Василия Великого (существовало в Ужгороде с 1864, официально открылось 1 окт. 1866). В 1846-1848 гг. по инициативе еп. И. Гаганца был перестроен в соответствии с византийским обрядом униатский кафедральный собор св. Иоанна Крестителя в Прешове - в храме были устроены алтарь и иконостас. В 1881 г. в Прешове открылась епархиальная семинария, в 1895 г.- псаломщицко-учительская семинария.

Сильный удар по позициям славянофильского и прорус. духовенства Прешовской епархии нанесла кампания мадьяризации, проводившаяся с сер. XIX в. венг. властями при поддержке правительства Австро-Венгрии. В 1848 г. была закрыта основанная имп. Францем II в Вене Центральная семинария, одновременно в Пештском ун-те открылся богословский фак-т (Центральная богословская семинария), где резко усилилась мадьяризация униат. духовенства. В 1873 г. был учрежден греко-католич. викариат Прешовской епархии с центром в Хайдудороге (ныне Венгрия). В 1881 г. Прешовский еп. Микулаш Тот (Товт) поддержал предложенную венг. парламентом идею церковной мадьяризации и дал согласие на создание отдельного венг. греко-католич. епископства в юж. части Мукачевской епархии с центром в Хайдудороге, где преобладало венг. население; предполагалось, что богослужение в храмах епархии должно совершаться на венг. языке. В 1900 г. Мукачевский еп. Юлий Фирцак и Пряшевский еп. Ян Валий (Вайи) под давлением властей Венгрии совершили поездку в Рим, где подали папе ходатайство «от имени рутенов» о введении венг. языка в богослужение. В 1912 г. на основе униат. вик-ства была создана самостоятельная Хайдудорогская епархия, к-рой отошли 8 приходов Боршодского архидеканата Прешовской епархии. 1 июня 1915 г. Мин-во культов и просвещения Венгрии созвало в Будапеште совещание с участием Мукачевского, Пряшевского и Хайдудорогского униат. епископов во главе с венг. примасом кардиналом Яношем Чернохом. Правительство приказало архиереям перейти на лат. алфавит в школьных учебниках и церковных книгах. Было решено создать 2 комиссии: для «азбучной реформы» (замены кириллицы латиницей) и для реформы календаря и литургических книг. Мин-во постановило, что 24 июня 1916 г. во всех 3 греко-католических епархиях Вост. Словакии (Мукачевской, Прешовской и Хайдудорогской) вводится григорианский календарь, с 28 июля 1916 г. парламент запретил употреблять в школьном обучении кириллицу.

Кампанию мадьяризации прервали революционные события 1918-1919 гг. 17 нояб. 1918 г. была создана Краевая русская народная рада в Прешове под рук. бывш. депутата венг. парламента А. Г. Бескида, известного своей поддержкой православных во время 2-го Мармарош-Сигетского процесса. 19 нояб. 1918 г. Краевая рада объединилась с Любовнянской русской радой, созданной 8 нояб. 1918 г., в Карпаторусскую народную раду в Прешове под председательством Бескида. Последний установил контакты с Национальной радой Лемковщины во главе с А. М. Гагатко, тяготевшей к Западноукраинской Народной Республике (укр. гос-во на территории бывш. Австро-Венгрии, существовавшее с нояб. 1918 до кон. июня 1919).

В условиях активизации прорусински ориентированных церковных деятелей Прешовский еп. Штефан Новак 6 нояб. 1918 г. издал указ о необязательности перехода с юлианского на григорианский календарь. В знак протеста против присоединения Прешовской Руси к Чехословакии еп. Ш. Новак в июле 1919 г. покинул Прешов и переехал в Будапешт. Этому предшествовали протесты местного духовенства против его антирусинской и провенг. деятельности, вслед. чего Новак 1 мая 1919 г. направил папе заявление с просьбой освободить его от управления епархией. Позднее Прешовским еп-ством управляли: генеральный викарий Микулаш Русснак (1919-1922), еп. Дионисий Няради (назначен апостольским администратором епархии 27 окт. 1922, занимал кафедру до 20 февр. 1927). Прешовское еп-ство сближалось с униат. Галицко-Львовской митрополией, при поддержке последней в 1921 г. был открыт монастырь редемптористов в г. Стропкове (ныне Словакия), в 1922 г.- мон-рь василианок в Прешове. Началась подготовка униат. клира на фак-те католич. теологии в Братиславском ун-те им. Коменского. В 1936 г. в Прешове открылась греко-католич. гимназия. В 20-х гг. XX в. значительное число русинов-униатов перешло в Православие: к 1930 г.- 6 приходов, 7 тыс. верующих.

По просьбе части духовенства Закарпатья и властей Чехословакии 2 сент. 1937 г. папа Пий XI издал буллу «Ad ecclesiastici regiminis incrementum», в соответствии с которой Неосолиенская (Банска-Бистрицкая.- В. П.), Мукачевская и Прешовская униат. епархии были отделены от Эстрегомской архиепархии и образовали отдельную церковную провинцию, при этом каждая епархия Карпатского региона напрямую подчинялась папе. Это был первый шаг к созданию самостоятельной Карпаторусской греко-католич. церкви, за независимость к-рой от Эстергомского митрополита выступали как проукраинские, так и прорус. силы Закарпатья, это же предусматривал подписанный в 1928 г. конкордат между Чехословакией и Ватиканом. Впосл. предполагалось преобразовать Мукачевскую епархию в архиепископство-митрополию с подчинением ему Прешовской епархии на правах зависимой кафедры (суфрагании) (AAS. 1937. Vol. 29. S. 366-369). Следующими шагами должны были стать учреждение отдельной русинской епархии с центром в наиболее русинском по составу населения городе Закарпатья Хусте и образование из Мукачевской, Прешовской и Хустской епархий автономной Карпаторусинской митрополии с центром в Мукачево или в Ужгороде. Данное решение совпало с усилением борьбы за независимость Подкарпатской Руси от Чехословакии, в авангарде к-рой стояло униат. духовенство. Однако начало второй мировой войны в 1939 г. сорвало эти планы.

На Прешовском синоде 28 апр. 1950 г. под давлением коммунистических властей греко-католич. Церковь в Чехословакии была упразднена, мон-ри закрыты, Прешовские епископы - правящий Павел Петер Гойдич и викарный Василий Гопко - попали в лагеря. 13 июня 1968 г. правительство разрешило восстановление униат. Церкви в ЧССР. В течение года на Прешовщине из 246 правосл. приходов в унию вернулись 204 прихода, 69 священников. Еп. В. Гопко, к-рому еп. П. Гойдич, умерший в 1960 г. в тюрьме, передал руководство епархией, приехал в Прешов, но группа словацких униат. священников, объединившаяся в «Действующий комитет греко-католической Церкви» с центром в Кошице, отстранила еп. В. Гопко от управления епархией и выхлопотала в Риме словац. ординария в лице одного из своих членов - свящ. Яна Гирки. Став Прешовским епископом, он проводил словакизацию епархиальной жизни, требовал повсеместного введения словац. языка в церковную жизнь, против чего выступили как русиноязычные, так и венгроязычные верующие. Была проведена реформа богослужения, сформировался «словако-византийский обряд», значительно отличавшийся от «русино-византийского обряда». Такая политика привела к оттоку части русинов в Православие, включая целые села. В 50-90-х гг. XX в. православным принадлежал кафедральный собор св. Иоанна Крестителя в Прешове, в 1999 г. он был передан униатам.

В 1969-1996 гг. Прешовский епископ имел титул апостольского администратора для греко-католич. Церкви в Чехии и Словакии. После разделения в 1993 г. Чешской и Словацкой Федеративной Республики возникла необходимость в создании отдельных церковно-адм. единиц для Чехии и Словакии. 18 янв. 1996 г. приходы Чехии были отделены от Прешовского еп-ства и образовали апостольский экзархат греко-католич. Церкви в Чешской Республике. 27 янв. 1997 г. часть территории Прешовской епархии отошла новообразованному Кошицкому апостольскому экзархату. Он был создан для неск. тысяч проживающих в Кошицком крае венгроязычных греко-католиков, несогласных с проводимым Прешовскими епископами курсом на словакизацию. 30 янв. 2008 г. папа Бенедикт XVI (см. Ратцингер Й.) реформировал греко-католич. епархии в Вост. Словакии. Прешовская кафедра получила статус архиепархии-митрополии с правами самостоятельности (sui iuris), ей были подчинены 2 епископства-суфрагании: Кошицкое (преобразованное из апостольского экзархата) и новообразованное Братиславское. Также в оформившуюся Словацкую греко-католич. Церковь входит основанная 13 окт. 1980 г. Свято-Кирилло-Мефодиевская Торонтская епархия словако-византийского обряда с центром в Торонто (Канада).

В 90-х гг. XX в. в Прешовской епархии были возобновлены существовавшие до 1950 г. мон-ри как мужских (василиан, редемптористов), так и женских (василианок, сестер-служебниц Непорочной Девы Марии) монашеских орденов. Крупнейшими стали Прешовский, Краснобродский и Требишовский мон-ри василиан, мон-рь редемптористов в г. Михаловце, Стропковский (Буковогорский) мон-рь василианок, построенный на месте древнего правосл. монастыря в урочище Букова Гуорка (ныне с. Буковце близ Стропкова).

В П. а. существует неск. старинных мест паломничества, почитаемых и православными, и униатами, в т. ч. униатские храмы, имеющие правосл. происхождение: Успенская ц. в с. Лютина, Свято-Духовская ц. в с. Красни-Брод при Краснобродском Свято-Духовом муж. мон-ре василиан, основанном православными в XIV в. (в унии с 1646), с чудотворной Краснобродской иконой Богоматери, Крестовоздвиженская ц. в урочище Букова Гуорка (на месте бывш. правосл. Преображенского муж. мон-ря), Успенская ц. в с. Шашова с местночтимой иконой Богоматери, Рождество-Богородичная ц. в с. Жилина, часовня в с. Клокочов с чудотворной Клокочевской иконой Богоматери. Почитаются построенные на месте явлений Божией Матери Успенская ц. в с. Чирч, Рождество-Богородичная ц. в с. Рафаёвце и часовня на горе Звир близ с. Литманова.

Епископы

Грегор (Григорий) Таркович (26 сент. 1818 - 16 янв. 1841), Иосиф Гаганец (30 янв. 1843 - 22 дек. 1875), Микулаш Тот (Товт) (3 апр. 1876 - 21 мая 1882), Ян Валий (Вайи) (11 окт. 1882 - 19 нояб. 1911), Штефан Новак (11 янв. 1914 - 1 окт. 1918), Павел Петер Гойдич (25 марта 1927 - 17 июля 1960), Ян Гирка (2 апр. 1969 - 11 дек. 2002), архиеп. Ян Бабьяк (с 6 янв. 2003; в сане архиепископа с 30 янв. 2008).

Лит.: Духнович А. В. История Пряшевской eпархии. СПб., 1877; Székely G., Mesaroš A. Gréckokatolíci na Slovensku. Košice, 1997; Šturák P.Dejiny Gréckokatolíckej cirkvi v Èeskoslovensku v rokoch 1945-1989. Prešov, 1999; Barnovskı M. Gréckokatolícka cirkev a slovensko-rusínske/ukrajinské vz(?)ahy v 20. storoèí // Národ-cirkev-štát. Bratislava, 2007. S. 200-216; Kovaŀ P. Gréckokatolícka cirkev a formovanie národného vedomia Slovákov na severovýchodnom Slovensku v rokoch 1918-1939 // Cirkvi a národy strednej Európy (1800-1950) = Die Kirchen und Völker Mitteleuropas (1800-1950). Prešov; W., 2008. S. 169-180; Cirkev v okovách totalitného režimu: Likvidácia Grekokatolíckej cirkvi v Československu v r. 1950. Prešov, 2010; Coranič J. Z dejín Gréckokatolíckej cirkvi na Slovensku. Česke Budejovice, 2014; Historický schematizmus farností Prešovskej metropolie: Prešovská archieparchia. Prešov, 2016; Lipták R. Znovuzrodenie gréckokatolíckej cirkvi v roku 1968. Prešov, 2016; Borza P. Dejiny Gréckokatolíckej cirkvi na Slovensku v rokoch 1939-1945. Prešov, 2018.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГАГАНЕЦ Иосиф; 1793 - 1875, униатский еп. Пряшевский, карпаторосский просветитель